Спасибо зарядке
Сложно представить что-то более досадное, чем севший в самую неподходящую минуту телефон. Зарядное устройство, как обычно, забыто дома, либо оно с собой, но нет возможности находиться у розетки. Пауэрбанк тоже не самый удачный выход из положения - они тяжелые, занимают лишнее место, часто бывают невовремя разряжены. Благодаря Кириллу Кулакову у нас стало на одну проблему меньше, ведь он создал первые в России автоматы со нестационарными аккумуляторами, которые можно взять в аренду.
В 2017 году предприниматель Кирилл Кулаков оказался в знакомой нам всем ситуации - телефон вот-вот сядет, а без смартфона в другой стране проблематично без карты дойти пешком до отеля или заказать такси. В тот раз на помощь пришли прохожие. Кириллу подсказали, что в сетевом магазине прессы Kiosk можно купить пауэрбанк. Концепция данной организации заключается в том, что в течение следующих двух недель возможно вернуть устройство в любой магазин сети и получить обратно половину его стоимости, если пауэрбанк будет неповрежденный. Кириллу это показалось удобным и экологичным. Оказывается, похожие сервисы шеринга аккумуляторов уже существовали в США и Китае. Но ничего подобного в России Кулаков не встречал и решил привезти идею на родину.

Кирилл Кулаков вырос в Курске, а в подростковом возрасте переехал с родителями в Москву. В новой школе он записался в кружок по психологии. Занятия увлекли его настолько, что после выпуска он поступил на обучение профессии психолога в Московскую академию образования Натальи Нестеровой. Но работать по профессии не стал: во время учебы устроился маркетологом в сеть «Стремление», куда школьником приходил заниматься танцами. А в 2004 году перешел в отдел рекламы издательского дома «Афиша». Впоследствии он увлекся бизнесом и запустил десятки небольших проектов в самых разных нишах — от рекламы до кафе и магазинов цветов.

По ряду причин в 35 лет бизнесмен столкнулся с клинической депрессией. Ни психотерапевт, ни медитации особо не помогали. Случайно наткнувшись в электронной почте на письмо от Сколково с рекламой образовательной программы «Стартап Академия», Кирилл решил, что новое занятие пойдет ему на пользу и записался на курс.
Помимо прочего, в школе он впервые узнал о венчурной модели бизнеса и загорелся идеей создавать масштабируемые компании. После окончания обучения Кирилл создал сервис подбора русскоязычных гидов Hello Guide. По его задумке, данный продукт работал бы по принципу Uber и помогал бы путешественникам быстро находить экскурсоводов в любой точке мира. В 2017 с этой идеей он занял первое место на конкурсе Startup Village в России, получил грант и отправился исследовать европейских конкурентов. Но проект Кирилл так и не запустил, не сумев привлечь на него инвестиции. Именно в той поездке и произошла, описанная выше, судьбоносная ситуация с разряженным телефоном.
"Мне настолько понравилась эта идея, что я немедленно решил расчертить оборудование, провода, кассетную выдачу таким образом, чтобы было удобно и понятно. У меня мозг устроен технически — люблю придумывать устройства, такое хобби, поэтому я сразу решил изложить свою задумку на бумаге" - вспоминает Кирилл.

Вернувшись в Москву, Кирилл приобрел около 20–30 аккумуляторов и подготовил стенд с надписью «Сел телефон? Возьми пауэрбанк в прокат». Протестировать спрос удалось на городском фестивале еды. Аккумуляторы предлагались в аренду за 50 рублей на полчаса. Из 3000 гостей мероприятия стендом заинтересовались 2%, а воспользовались услугой 1%, что показалось предпринимателю хорошим результатом. Обнадеживало и то, что все пауэрбанки вернулись обратно, а не были присвоены клиентами. Все это убедило Кирилла запустить свой новый бизнес.
В партнеры он позвал однокурсника по «Стартап Академии» Степана Ермаченкова, которого назначил коммерческим директором проекта.

«Я сразу увидел в идее возможность. Зарядка телефона — базовая потребность и боль почти каждого человека, к тому же рынок в России был свободный» - вспоминает Ермаченков в разговоре с изданием Forbes.

Приступили к разработке бизнес-плана. Рассчитывая юнит-экономику будущего сервиса, партнеры сразу решили отказаться от швейцарской модели ведения данного бизнеса. В Цюрихе аккумуляторы выдавал и принимал человек, то есть ручной труд «съедал» маржу. Было решено автоматизировать процесс. Создали проект аппарата с двумя разъемами для приема и выдачи пауэрбанков. Кирилл вначале обратился с заказом к европейским производителям вендинговых аппаратов, но те запросили крупную сумму за работу — $200 000–500 000, а сроки изготовления составляли минимум восемь месяцев. Тогда основатели решили закупать готовые станции с аккумуляторами в Китае, где уже давно процветал подобный бизнес по сдаче этих устройств в аренду. Они договорились о поставке с двумя местными брендами. По оценкам Кирилла, первая партия из 10 автоматов и нескольких десятков пауэрбанков обошлась партнерам примерно в 1,8–2,2 млн рублей, взятых из личных накоплений.
Кирилл зарегистрировал юрлицо «Заряд!». Нанял двух IT-специалистов, которые перепрошили китайское оборудование, разработали новое программное обеспечение, позволяющее управлять выдачей и приемом пауэрбанков, настроили эквайринг и прочее. Больше полугода команда работала над этим в коворкинге и летом 2018-го установила первые автоматы в соседних ресторанах Burger Heroes, «Жан-Жак» и нескольких других. Для пользователей час аренды тогда обходился в 50 рублей, а сутки — в 100 рублей (сейчас в среднем 100 и 200 рублей соответственно, стоимость зависит от зарядной станции). Чтобы получить пауэрбанк, клиент регистрировался в приложении стартапа.

Осенью 2018-го года Кирилл привлек первые инвестиции — 29,4 млн рублей от Ермаченкова, а также основателя клуба бизнес-ангелов VentureClub Александра Бородича, основателя лизинговой платформы Arenza Олега Сенькова и еще нескольких бизнесменов в обмен на 35% компании. На привлеченные деньги сервис, получивший название «Бери заряд!», в Китае были приобретены еще 84 автомата, которые установили в Москве и Санкт-Петербурге.

За неполный 2018 год выручка проекта составила немного более 100 000 рублей, а убыток — почти 20 млн рублей. На установку станций и их раскрутку требовалось время. Стремительный рост бизнеса произошел в 2019-м. Этому способствовала так называемая «ленивая франшиза».

«Венчурные деньги привлекать долго, и нет гарантий, что все получится, а бизнесу нужна стабильность и регулярность денежных потоков. Так мы и придумали ленивый формат» - делится Кирилл Кулаков.

Это означало, что «Бери заряд!» брал на себя операционное управление, а прибыль стороны делили пополам. Предложение заинтересовало потенциальных франчайзи: в том же году стартап получил от них около 77 млн рублей и вышел в Геленджик, Сочи, Новосибирск, а также в Белоруссию. К концу 2019-го сеть насчитывала уже почти 900 станций с годовой выручкой больше 90 млн рублей (до вычета комиссии партнеров и франчайзи). В том же году проект показал первую прибыль — около 30 млн рублей.

"Я не вкладывал деньги в рекламу — автоматы рекламировали себя сами" - утверждает Кирилл Кулаков.

А вскоре рестораны, основные локации, где устанавливали зарядные станции, сами стали обращаться за установкой «Бери заряд!».

"Станции с аккумуляторами приносят нам дополнительный трафик и помогают повысить лояльность посетителей" - поделился Эрнесто Гонсалез, управляющий сетью кофеен Stars Coffee, которая работает со стартапом с момента его запуска в 2022 году.

В 2020 году бизнесмен стал расширять партнерскую сеть. Помимо ресторанов, станции «Бери заряд!» появились в продуктовых магазинах, учебных заведениях, на автомойках и других местах. К этому подтолкнула пандемия коронавируса: во время локдауна рестораны закрылись и возникла острая необходимость в поиске других мест для продолжения существования бизнеса. Кириллу удалось успешно обыграть сложившуюся ситуацию и поднять инвестиции на 87 млн рублей от трех бизнес-ангелов, а на эти деньги закупить в Китае станции для новых «антикризисных» локаций. По итогам года количество автоматов «Бери заряд!» выросло почти до 2000. Всего за 2020 год компания выручила 114 млн рублей, однако, из-за пандемийных сложностей, сработала и в убыток — он составил около 28 млн рублей.
Увеличение количества автоматов дало свои плоды, и в 2021-м году, с ослаблением коронавирусных ограничений, финансовые показатели снова пошли в гору. «Бери заряд!» смог привлечь новые ангельские деньги — 233 млн рублей от частных инвесторов. Еще 121 млн рублей бизнес получил от франчайзи — это позволило за 2021 год увеличить сеть до 6000 автоматов, а выручку почти до 500 млн рублей.
В настоящий момент у сервиса более 3,5 млн зарегистрированных пользователей и свыше 18 500 аппаратов, в том числе в Казахстане и Киргизии.

"За неполный 2023 год выручка «Бери заряд!» превысила 1,3 млрд, что почти вдвое больше, чем годом ранее. Компания вышла на тот этап развития, когда может показать экономию на масштабе" - уверенно утверждает Кирилл.

По оценкам старшего аналитика инвесткомпании Kama Flow Никиты Бокарева, на сегодня «Бери заряд!» — крупнейший игрок по выручке в своей нише в России с долей около 85%. У ближайших конкурентов сервиса — EnerGo и Get Energy — по 8% и 5% соответственно.
Это пример удивительной удачи, а главное грамотного планирования и разумного воплощения бизнес-идеи.
06 НОЯБРЯ / 2024

Автор: Е. Мирянова
Made on
Tilda